Загрузка...

Блог

Будущее украинской электроэнергетики

Монополизация, масштабные коррупционные схемы, экологический кризис и кризис энергетической безопасности – таково неутешительное состояние отрасли ключевого значения для развития экономики Украины и её жизнедеятельности в целом. Нынешняя реформа рынка электроэнергетики и практическое внедрение евроинтеграционного курса в энергетическую политику дают шанс на основательную перемену положения дел. Удастся ли Украине в процессе постепенного прихода в упадок старой атомной и угольной энергетики создать новую, “разумную”, основывающуюся на возобновимых источниках и цифровых технологиях? Отраслевые эксперты, экономисты и экологические организации уверяют – масштабные изменения здесь уже неотвратимы.

Независимая Украина получила в наследие от Советского Союза централизированный электроэнергетический комплекс с господствующей ролью больших ядерных и угольных электростанций. Основное количество ТЭС было построено в 1950-1960-е годы, АЭС – в 1970-е и 1980-е. Ныне большинство энергоблоков угольных ТЭС давно превысили проектный срок эксплуатации и имеют одни из самых низких технико-экономических и экологических показателей в мире. Генерирующие мощности АЭС вводили в эксплуатацию несколько позже, чем ТЭС, но большая часть энергоблоков тоже исчерпала свой первоначальный проектный срок эксплуатации в 30 лет.

Производство электроэнергии в 1990 году почти вдвое превышало текущий уровень – тогда было произведено 296 ТВт*час, а в 2018 году 159 ТВт*год. Главная причина снижения – деиндустриализация и резкий спад потребления электроэнергии промышленностью. Результат – избыток генерирующих мощностей и недостаток инвестиций в их обновление за последние 20 лет независимости Украины.

После спада начала девяностых и застоя в отрасль пришли масштабные коррупционные схемы и непрозрачная приватизация, которая и обусловила настоящее состояние электроэнергетического сектора.

Ныне свыше 80% электроэнергии Украины производят две компании – государственная НАЭК “Энергоатом” и ДТЭК Рината Ахметова. Последняя также добывает 85% энергетического угля в стране.

Условия Соглашения об ассоциации с ЕС и договора об Энергетическом Содружестве предусматривают, что Украина должна изменить модель функционирования рынка электроэнергии, как того требует Третий энергетический пакет, и примыкать к образованию современного, открытого и конкурентного общеевропейского рынка электроэнергии, в котором приоритет остаётся за развитием возобновимых источников энергии.

В июне 2017 года Украина подписала с объединением сетевых операторов  ENTSO-E соглашение об условиях будущего объединения энергосистем Украины и Молдавии с энергосистемой континентальной Европы. С этого момента электроэнергетическая отрасль начала вовлекать значительные инвестиции в модернизацию сетей и строительство новых мощностей возобновимых источников энергии.

Весь экспорт электроэнергии в страны ЕС происходит с двух угольных станций – Бурштынской и Добротворской. Бурштынская ТЭС работает синхронно с объединённой энергосистемой Европы ENTSO-E в пределах так называемого Бурштынского энергоострова, откуда возможен экспорт в Словакию, Венгрию и Румынию. Экспорт электроэнергии в Польшу обеспечивается отдельной линией-вставкой постоянного тока, соединяющей Добротворскую ТЭС и подстанцию Замость по ту сторону границы. Малая эффективность, высокий удельный уровень потребления топлива и раздутая его стоимость по формуле Роттердам+, устаревшее оборудование и частая потребность в ремонте увеличивают операционные издержки для ТЭС. Всё это повинно в том, что в Украине самая дорогая в мире электроэнергия от тепловой генерации, на уровне 70 долларов за мегаватт-час. Даже в Европе с высокими налогами на СО2 и жёсткими требованиями к системам очистки дымовых газов от ядовитых веществ стоимость одного мегаватта электроэнергии в среднем на 10 долларов ниже.

Из-за устаревших, а то и вовсе отсутствующих технологий очистки дымовых газов ядовитые выбросы пыли, двуокиси серы и окислов азота в Украине чрезвычайно высоки.

В мире с разгулом климатического кризиса угольная энергетика уже обречена. В плане международных обязательств и условий интеграции в электроэнергетический рынок Европы, в рамках договора с ЕС об Энергетическом Содружестве, Украина обязалась в последующие 10-15 лет привести уровни выбросов ядовитых веществ в атмосферу от угольных ТЭС в соответствие с европейскими нормами, либо же закрыть все нарушающие их установки. Формально это предусмотрено соответствующим “Национальным планом сокращения выбросов от крупных сжигательных установок”.

Согласно с этим Нацпланом до 2028 года необходимо в десятки раз сократить выбросы зольной пыли и двуокиси серы, а  окислов азота – самое позднее к 2033 году. Учитывая, что серо- и азотоочистка дымовых газов на советских ТЭС отсутствует и вообще не была предусмотрена проектами, а также на высокую стоимость и длительные сроки сооружения такого оборудования, приведение свыше 20 ГВт устаревших и до предела изношенных мощностей украинской угольной энергетики в соответствие с европейскими экологическими показателями технически и экономически нецелесообразно.

Вне зависимости от форм внедрения новая государственная политика в электроэнергетике должна быть направлена на общую демонополизацию отрасли и постепенный плановый отказ от использования угля в пользу солнца, ветра и прочих возобновимых источников энергии с учётом социальных аспектов такого энергетического перехода. Чтобы быть готовым использовать новые распределённые энергетические ресурсы, необходимо уделять больше внимания развитию распределительных сетей, стимулировать инвестиции, повышать надёжность и эффективность всей энергосистемы, в частности за счёт информационных технологий и систем управления спросом.


Комментировать